Тема16: «Понятие об информационных системах и
автоматизации информационных процессов».
1.Понятие и классификация информационной системы.
2.Автоматизированные информационные системы.
1.Понятие и классификация
информационной системы
Для определения структуры и классификации информационных систем необходимо
понять, что такое система, системный подход, информационная система.
Система - это
совокупность взаимодействующих, относительно самостоятельных элементов,
объединенных выполнением некоторой общей функции, не сводимой к функциям ее
компонентов.
Системный подход является основой большинства частных методов познания,
одним из способов обобщения фактов, позволяет сосредоточиться на выявлении
интегративных качеств, возникающих в результате соединения элементов в целое.
Информационная система (ИС) - это система, построенная на базе компьютерной техники, предназначенная
для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации,
имеющая определенную практическую сферу применения. Информационная система,
предназначенная для хранения, поиска, обработки и выдачи информации по запросам
пользователей;
Информационная система (ИС) - это совокупность взаимосвязанных
аппаратно-программных средств для автоматизации накопления
и обработки информации. В информационную систему данные поступают от
источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в
системе некоторую обработку и затем передаются потребителю.
Для обеспечения функционирования ИС должны существовать средства поддержки,
которые делятся на системные и пользовательские. Назначение системных средств -
обеспечение сохранности данных, их обновления и защиты. Назначение
пользовательских средств (приложений) - обеспечение удобства работы конечных
пользователей, т.е. тех людей, в интересах которых создана информационная
система.
Предметом и продуктом ИС является информация.
К информационным ресурсам ИС относится информация (управленческая,
экономическая, финансовая, кадровая
ит.д.) и ее свойства (идеальность, преемственность, неисчерпаемость,
массовость, трансформируемость, универсальность, возможность сжатия,
недостоверность, избыточность, своевременность, ценность).
Между пользователем и информационной системой может быть установлена
обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой.
Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию пользователя на
полученную информацию. Информационная система состоит из баз данных, в которых
накапливается информация, источника информации, аппаратной части ИС,
программной части ИС, пользователя информации. Все системы можно разделить на
две основные категории: материальные системы, абстрактные системы. Материальные
системы -это совокупность материальных объектов. Среди них выделяют
технические, эргатические и смешанные системы. В последних особого внимания заслуживает
подкласс эргатехнических систем (систем «человек-машина»)
Классификация ИС
Информационные системы можно разделить по разным признакам:
По степени распределённости отличают:
· настольные, или локальные ИС, в которых все компоненты находятся на
одном компьютере;
· распределённые ИС, в которых компоненты распределены по нескольким
компьютерам.
Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:
· клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»);
· файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»).
клиент-сервер
По степени автоматизации ИС делятся на:
· автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация
может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);
· автоматические: информационные системы, в которых автоматизация
является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется
только эпизодически.
«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку
существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС
аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная
информационная система», «компьютерная информационная система» и просто
«информационная система» являются синонимами.
По характеру обработки данных ИС делятся на:
· информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых
нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и
выдача информации в удобном виде;
· ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются
обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят
автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.
Пример информационно-справочной ИС. Пример
ИС обработки данных
Каждой сфере применения ИС соответствует свой тип. Перечислять их всех не
имеет смысла, так как количество предметных областей велико. Вот некоторые
примеры:
· Экономическая информационная система, предназначенная для выполнения
функций управления на предприятии.
· Медицинская информационная система - информационная система,
предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом
учреждении.
· Географическая информационная система - информационная система,
обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение
пространственно-координированных данных (пространственных данных).
Экономическая ИС
Географическая ИС
Медицинская ИС
· Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач
одного человека.
· Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации
членами рабочей группы или подразделения.
· Корпоративная ИС автоматизирует все бизнес-процессы целого
предприятия (организации). Такие системы иногда называют информационными
системами предприятия и системами комплексной автоматизации предприятия.
2. Автоматизация
информационных систем
Целью автоматизации информационных процессов является повышение
производительности и эффективности труда работников, улучшение качества
информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности
обслуживания пользователей.
Автоматизация базируется на использование средств вычислительной техники
(СВТ) и необходимого ПО. Она позволяет существенно сократить время обслуживания
пользователей, значительно повысить уровень их обслуживания, преобразует и
видоизменяет отдельные технологические процессы, а порой – все основные
традиционно используемые технологии. Автоматизация, способствуя ликвидации
многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность
работы, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с
информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено
лишь на базе использования общенаучных методов и широкого использования новых
информационных технологий.
Задачи автоматизации
информационных процессов
Сформулируем основные задачи автоматизации информационных процессов. Они
направлены на:
· сокращение
трудозатрат при выполнении традиционных информационных процессов и операций, то
есть упрощение нужных действий для более быстрого выполнения операций;
Самый простой и хороший пример – калькулятор. На нём математические расчёты
не представляют труда. Он гораздо быстрее счетов и других, более древних
средств. (Калькулятор, счёты)
· устранение
рутинных операций. Возможно внедрение разного рода макросов; Например, при
постоянном расчёте зарплат в бухгалтерии, в Excel можно забить определённую
модель поведения (формулу), чтобы дальше он сам выполнял необходимое вычисление
· ускорение
процессов обработки и преобразования информации;
Вычислительная техника работает гораздо быстрее мозга – чтобы найти
результат в базе данных, ей достаточно доли секунд для вывода информации.
· повышение
оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей;
· облегчение возможностей широкого обмена информацией, участия в
корпоративных и других проектах.
В широком смысле информационной системой можно назвать любую
организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией,
например библиотеку, справочную службу железных дорог, учреждение СМИ
(редакцию газеты, телецентр, радиостудию). В этом смысле информационными
системами являются все подразделения управленческой структуры предприятия:
бухгалтерия, отдел кадров, отдел научно-технической информации и пр. Примеры
можно продолжить. Все эти службы существовали и до появления компьютеров,
существуют и сейчас. Разница в том, что раньше они использовали «бумажные»
технологии работы с информацией, простые средства механизации обработки данных,
а сейчас все шире применяют компьютеры.
Виды
программного обеспечения компьютеров
Существует разделение вычислительных машин на две составляющие:
аппаратурную и программную. Программная часть называется программным
обеспечением ЭВМ.
Программы — это упорядоченные последовательности команд. Конечная цель
любой компьютерной программы — управление аппаратными средствами. Ее работа
основана на управлении аппаратными устройствами компьютера.
Состав программного обеспечения вычислительной системы называют программной
конфигурацией.
По назначению ПО разделяется на
системное, прикладное и инструментальное.
Системное ПО.
1. Загрузчик
операционной системы
2. Операционные
системы — общего назначения, реального времени, сетевые ОС, встраиваемые.
Основная задача таких программ - планирование вычислительного процесса, распоряжение
ресурсами машины, организация взаимодействия отдельных процессов, протекающих в
машине во время выполнения программ.
3. Сервисные
программы, диагностические программы, программы для борьбы с компьютерными
вирусами.
4. Драйверы
устройств Дра́йвер (англ. driver) — компьютерная программа, с помощью которой
другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному
обеспечению стандартным образом. В общем случае для использования каждого
устройства, подключённого к компьютеру, необходим специальный драйвер.
5. Программы
обеспечения работы в сети. Эти программы реализуют протоколы обмена информацией
между машинами, работу с базами данных, телеобработку данных.
6. Программные
средства защиты:
•
Криптошлюзы (аппаратно-программный
комплекс криптографической защиты трафика данных, голоса, видео на основе
шифрования )
•
Средства
аутентификации (проверка подлинности)
•
Средства
мониторинга и аудита(контроль, проверка)
•
Сканеры
защищённости
•
Средства
разграничения доступа
•
Системы
криптографической защиты (шифровка)
•
Антивирусные
программы
Инструментальное ПО.
1. Средства
разработки программного обеспечения
2. Системы
управления базами данных (СУБД)
Базами данных называют огромные массивы данных, организованных в
табличные структуры.
Основными функциями систем управления базами
данных являются:
•
создание пустой
(незаполненной, структуры базы данных)
•
предоставление
средств ее заполнения или импорта данных из таблиц другой базы;
•
обеспечение
возможности доступа к данным, а также предоставление средств поиска и
фильтрации
Многие системы управления базами данных (СУБД) дополнительно предоставляют
возможности проведения простейшего анализа данных и их обработки Наиболее
распространенными являются Microsoft АССЕSS.
Прикладные программы.
Прикладные программы удобно разделить на следующие классы:
1. Офисные приложения
•
Текстовые редакторы Основные функции этого класса прикладных программ заключаются в вводе и
редактировании текстовых данных.
•
Текстовые процессоры. Основное
отличие текстовых процессоров от текстовых редакторов в том, что они позволяют
не только вводить и редактировать текст, но и форматировать его, то есть
оформлять. Наиболее популярный текстовый процессор - Microsoft Word.
•
Табличные процессоры. Электронные таблицы (ЭТ) предоставляют комплексные средства для хранения
различных типов данных и их обработки В некоторой степени они аналогичны
системам управления базами данных, но основной акцент смещен не на хранение
массивов данных и обеспечение к ним доступа, а на преобразование данных, причем
в соответствии с их внутренним содержанием. Наиболее распространены Microsoft Excel.
•
Редакторы презентаций
2. Системы проектирования и производства
•
Системы
автоматизированного проектирования —
организационно-техническая система, предназначенная для выполнения проектной
деятельности с применением вычислительной техники, позволяющая создавать
конструкторскую и/или технологическую документацию.
•
PDM-системы.
PDM-система (Product Data Management — система управления данными об изделии) —
организационно-техническая система обеспечивающая управление всей информацией
об изделии. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные
технические объекты (корабли и автомобили, самолеты и ракеты, компьютерные сети
и др.). PDM-системы являются неотъемлимой частью PLM-систем.
•
PLM-системы PLM
(сокр. от англ. Product Lifecycle Management) — технология управления жизненным
циклом изделий. Организационно-техническая система обеспечивающая управление всей
информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его
жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с
эксплуатации. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные
сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолеты и ракеты,
компьютерные сети и др.).
•
АСУТП (Системы
SCADA) Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП)
— комплекс программных и технических средств, предназначенный для управления
технологическим оборудованием на предприятиях.
•
АСТПП (Системы
MES) MES (сокр. от англ. Manufacturing Execution System) — исполнительная
система производства. Системы такого класса решают задачи синхронизации,
координируют, анализируют и оптимизируют выпуск продукции в рамках какого-либо
производства.
3. Мультимедиа
•
Компьютерные
игры
•
Музыкальные
редакторы.
•
Графические
редакторы. Графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая
создавать и редактировать двумерные изображения с помощью компьютера.
•
Видео редакторы
•
Мультимедиа
проигрыватели
•
Редакторы НТМL
(Web-редакторы). Это особый класс редакторов, объединяющих в себе свойства
текстовых и графических редакторов. Программы этого класса можно также
эффективно использовать для подготовки электронных документов и мультимедийных
изданий.
4. Клиенты для доступа к интернет-сервисам:
•
электронная
почта
•
веб
•
мгновенная
передача сообщений
•
чат-каналы
•
IP-телефония
•
P2P обмен
файлами
•
потоковое
вещание
•
Банк-клиент
5. Корпоративные информационные системы
•
Бухгалтерские
программы
•
Системы
Управления проектами (Project Management)
•
Системы
автоматизации документооборота (EDM-системы)
•
Системы
управления архивами документов (DWM-системы)
6. Экспертные системы.
Предназначены для анализа данных, содержащихся в базах
знаний, и выдачи рекомендаций по запросу пользователя. По совокупности
признаков события юридические экспертные системы могут дать правовую оценку и
предложить порядок действий, как для обвиняющей стороны, так и для
защищающейся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий