Тема
21:
1. Составляющие части мультимедиа
2.
Области применения мультимедиа приложений
1. Проекционное оборудование.
2.Мультимедиапроекторы
1. Составляющие
части мультимедиа
Слово «мультимедиа» прочно вошло в наш лексикон, и без
него уже трудно представить современный компьютерный мир. Как и всякое удачное
понятие, оно многообразно. Пожалуй, наиболее точная формулировка принадлежит
одному из пионеров мультимедиа в нашей стране Сергею Новосельцеву: «Мультимедиа
(англ. multimedia от лат. multum – много и media, medium – средоточие,
средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих
пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом,
звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной
среды». Как видим, мультимедиа объединяет несколько типов разнородных данных
(текст, звук, видео, графическое изображение и анимацию) в единое целое. И это
понятие само по себе имеет три лица.
Во-первых, мультимедиа – как идея, т. е. новый подход
к хранению информации различного типа в единой цифровой форме.
Во-вторых, мультимедиа – как оборудование для
обработки и хранения информации, без него мультимедиа-идею реализовать невозможно.
В-третьих, это
программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в
законченное мультимедиа-приложение.
Мультимедиа технологии являются одним из наиболее
перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание
продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных,
сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами
(Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы
управления». Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей
Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых
технологий. Интерактивность – свойство реагировать на действия пользователей, в
том числе и управлять пользователем. Идейной предпосылкой возникновения
технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «МЕМЕХ»,
предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она
предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а
не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.
п.). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде
системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а
затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и
анимации), и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.
Однако всплеск интереса в конце 80-х годов XX в. к применению мультимедиа
технологии в гуманитарной области (и, в частности, в историко-культурной)
связан, несомненно, с именем выдающегося американского компьютерщика-бизнесмена
Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на
практике мультимедийного продукта на основе служебной музейной инвентарной базы
данных с использованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука,
анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery London»).
Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные
принципа мультимедиа:
− представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых
человеком сред;
− наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и
выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках
предложенной в содержании продукта информации);
− художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие
возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении
информации:
− возможность хранения большого объема самой разной информации на одном
носителе;
− возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его
наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим
«лупа») при сохранении качества изображения. Это особенно важно для
презентации произведений искусства и уникальных исторических документов:
− возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными
программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;
− возможность выделения в сопровождающем текстовом или другом визуальном
материале «горячих слов (областей)», по которым осуществляется немедленное
получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной)
информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
− возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого
аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному
ряду;
− возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.
д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;
− возможность включения в содержание диска баз данных, методик обработки
образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины
графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции)
и т. д.;
− возможность подключения к глобальной сети Internet;
− возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими и
звуковыми редакторами, картографической информацией);
− возможность создания собственных «галерей» (выборок) из представляемой в
продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);
− возможность «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на
заинтересовавшей экранной «странице»;
− возможность автоматического просмотра всего содержания продукта
(«слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя гида» по
продукту («говорящей и показывающей инструкции пользователя»), включение в
состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
− возможность «свободной» навигации по информации и выхода в основное меню
(укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой
точке продукта.
2. Классификация мультимедиа. Области применения
мультимедиа приложений
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под
управлением интерактивного программного обеспечения. Мультимедиа – комбинация
текста, графических изображений, звука, анимации и видео-элементов.
Согласно представленным выше определениям, мультимедиа можно
классифицировать с разных точек зрения:
− на основе поддержки взаимодействия,
− на основе использования различных мультимедийных телекоммуникационных
технологий.
Области применения:
− Обучение с использованием компьютерных технологий
(научно-просветительская или образовательная сфера);
− Видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры,
ситуационно-ролевые игры и др.;
− Информационная и рекламная служба;
− Популяризаторская и развлекательная сферы;
− Интернет-вещание;
− Развлечения, игры, системы виртуальной реальности;
− Презентационная (витринной рекламы), СМИ;
− Творчество (станция мультимедиа становится незаменимым авторским
инструментом в кино и видеоискусстве. Автор фильма за экраном такой настольной
системы собирает, «аранжирует», создает произведения из заранее подготовленных
– нарисованных, отснятых, записанных и т. п. – фрагментов;
− Военные технологии;
− Промышленность и техника (сенсорные экраны);
− Торговля.
− В научно-исследовательской области – это электронные архивы и библиотеки
– для документирования коллекций источников и экспонатов, их каталогизации и
научного описания, для создания «страховых копий», автоматизации поиска и
хранения, для хранения данных о местонахождении источников для хранения
справочной информации, для обеспечения доступа к внемузейным базам данных, для
организации работы ученых не с самими документами, а с их электронными копиями
и т. д.).
− Медицина: базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т. п.
− Искусственный интеллект – внедрение элементов искусственного интеллекта в
системе мультимедиа. Они обладают способностью «чувствовать» среду общения,
адаптироваться к ней и оптимизировать процесс общения с пользователем: они
подстраиваются под читателей, анализируют круг их интересов, помнят вопросы,
вызывающие затруднения и могут сами предложить дополнительную или разъясняющую
информацию.
− Системы распознавания речи, понимающие естественный язык, еще более
расширяют диапазон взаимодействия с компьютером.
3. Проекционное
оборудование. Мультимедиапроекторы
В общем случае средства проекции используются для
наглядного отображения статических и динамических изображений на поверхностях,
позволяющих применять информационные технологии для массового обслуживания.
Первый проекционный аппарат (фонарь) был создан в середине XVII века. В
1659 году его научное описание дал голландский физик Хр. Гюйгенс.
Средства проекции характеризуются рядом параметров,
важнейшим из которых является яркость воспринимаемого объекта – мера
интенсивности светового потока, измеряемая в канделах на метр квадратный
(кд/м2). Чем выше световой поток, тем большие размеры экрана может обеспечить
проектор, тем меньше требования к затемнению помещения.
Средства проекции делятся на статические и
динамические.
Статическая проекция неподвижных цветных и чёрно-белых
изображений (диапозитивов, диафильмов, страниц, книг и др.) в увеличенном виде
осуществляется методами диапроекции и эпипроекции. С её помощью на экране
получается прямое сфокусированное и увеличенное изображение.
Устройства динамической проекции (кино- или
видеопроекции) предназначены для демонстрации на экране увеличенного
изображения последовательно сменяющихся кадров с частотой, создающей
впечатление движения объектов.
Диапроекция заключается в проецировании в
проходящем свете (на просвет) на экран изображений, выполненных на прозрачных
носителях различного формата (плёнка, диафильмы, диапозитивы, слайды и
микрокопии).
В качестве оборудования статической проекции
используют диаскопы, фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, кадропроекторы,
оверхед-проекторы и эпидиаскопы, читальные аппараты, а также комбинированные
приборы – эпидиапроекторы (позволяют демонстрировать на экране как прозрачные,
так и непрозрачные объекты).
Эпипроекция представляет проекцию на экран
непрозрачных объектов в отражённом свете. Такими объектами могут быть: тексты,
рисунки, графики, схемы, чертежи, фотографии и малогабаритные (преимущественно
плоские) предметы. Принцип работы этих устройств заключается в том, что
световой поток, отражённый от объекта проекции (обычно расположенного
горизонтально на специальном столе), с помощью объектива и зеркала направляется
на экран. Для предотвращения попадания света из аппарата в помещение,
устройство размещается в кожухе. Такие проекторы более оперативны в работе, чем
диапроекторы, но имеют худшие показатели качества и яркости изображения на
экране.
Выпускаются проекторы, у которых свет проходит через
панель (просветные) или отражается от неё (отражательные). Панель представляет
матрицу из жидких кристаллов, на которой формируется цветное изображение
аналогично ЖК-экранам. Их достоинство – простота и дешевизна. Проекторы с LCD не
обладают вредными для зрения излучениями, не раздражают нестабильность или
мельканием строк и кадров. К недостаткам такой технологии относятся
ограниченные контрастность и яркость.
Панель можно установить на оверхед-проектор. Его свет,
пройдя через панель, будет проецироваться на экран.
Для эффективного проведения видеоконференций
используют и интерактивный экран с сенсорными датчиками или цифровую доску,
позволяющие выступающему, видя слайды презентаций, рисовать поверх них, делать
с помощью светового пера или цветных маркеров различные пометки и рисунки,
распечатывать их на принтере и вводить в память компьютера.
Динамическая проекция даёт прямое сфокусированное,
увеличенное и движущееся изображение. Она является разновидностью диапроекции.
В качестве динамических средств проекции применяют различные киноустановки
(кинопроекция), видеотехнику и видеопроекционные устройства
(мультимедиапроекторы). Кроме того, для этих целей могут использоваться видео
или документ-камеры.
Видеопроекторы отображают на большом экране
видеосигналы, формируемые различными источниками (видеомагнитофонами,
проигрывателями видеодисков, аналоговыми видеокамерами, цифровыми фото- и
видеокамерами, телевизионными приёмниками, персональными компьютерами).
Устройства, позволяющие проецировать на экран
статические и динамические сигналы от различных аудиовидеоисточников как
отдельно, так в их совокупности и даже одновременно с нескольких источников,
получили название мультимедиапроекторы.
Проецируемое мультимедиапроекторами видеоизображение
на большой экран более яркое, чем у оверхед-проекторов на ЖК-панели, что
позволяет применять их в больших аудиториях и получать хорошую проекцию даже в
освещённых помещениях. Мощность создаваемого ими светового потока обычно так
велика, что нет необходимости затемнять помещения. Во время работы проектор
легко переключать с одного устройства на другое, что даёт возможность
использовать одновременно видео и даже два компьютера.
Для формирования изображений в них, в основном, используются две
технологии:
- жидкокристаллическая с тремя
ЖК-панелями или LCD (Liquid Crystal Display),
- цифровой обработки света или DLP
(Digital Light Processing).
Первая упрощённо заключается в использовании светового
потока, разделяемого сначала на три составляющие, направляемые на ЖК-панели.
Цветовые составляющие светового потока поступают на специальную призму, с
помощью которой собираются и направляются в объектив проектора.
Выбор необходимого проекционного оборудования –
непростая задача. Кроме учёта соотношение цены и качества, следует учитывать
назначение и возможности использование такого оборудования, постоянное
обновление выпускаемых моделей и другие параметры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий